Социальный дефицит
21.07.2016
В типичном случае аутисты не демонстрируют потребности в любви или контактах с кем-либо, иногда кажется, что они даже не знают, кто их родители. Однако последние исследования поставили под сомнение предположение о том, что дети, страдающие аутизмом, лишены эмоций. Было продемонстрировано, что такие дети на самом деле выражают эмоции (Capps et al., 1993). Они не лишены эмоциональных реакций, как принято считать согласно традиционным описаниям этого заболевания. Сигман (Sigman, 1996) охарактеризовал кажущуюся неспособность аутич- ных детей реагировать на окружающих как недостаток социального понимания: дефицит способности «читать» социальные знаки, подаваемые окружающими людьми. Предполагают, что аутичный ребенок страдает своего рода «психической слепотой», неспособностью занять некую позицию, как это делают остальные люди. Например, у таких детей, по всей видимости, ограничена способность к пониманию того, куда или на что указывает другой человек. Более того, аутичный ребенок демонстрирует дефицит внимания и неспособность к ориентации на звуковые сигналы в окружающем пространстве (Townsend, Harris & Courchesne, 1996).
Многие исследования были посвящены описанию недостатков социального взаимодействия у аутичных детей. В одном из последних обзоров, посвященных исследованию поведения, (Lord & Magill-Evans, 1995), авторы отмечают, что аутичные дети имеют меньше социальных взаимодействий, чем их сверстники. Однако при этом они делают важное наблюдение, что аутичный ребенок сам не играет, по крайней мере, не демонстрирует спонтанной игры. Фактически он ничего не делает большую часть времени. Хотите быть самой неотразимой на свадьбе? Важно продумать каждую мелочь. И даже свадебная улыбка не должна подвести.
У аутичных детей часто отмечается аутостимуляция; обычно она принимает форму навязчивых (повторяющихся) движений: ударов, поворотов и покачивания головой, которые могут продолжаться часами. Помимо навязчивых действий у них наблюдаются и другие особенности поведения. Случай маленького мальчика, страдающего аутизмом, хорошо иллюстрирует подобное поведение (Schreibman & Charlop-Christie, 1998).
Разбор случая: навязчивое поведение аутичного мальчика. А. описывали как плачущего, очень тревожного ребенка, который часами бегал кругами, издавая пронзительные звуки. Он также любил сидеть в ящике, под ковром или под одеялом. Обычно он нагромождал мебель в кучу'и спал посреди комнаты. Временами думали, что мальчик глухой, хотя он и демонстрировал явный страх перед громкими звуками. Ребенок отказывался от любой еды, если она была упакована не в бутылки. Он не хотел носить одежду, жевал камни и бумагу, кружился сам и крутил различные предметы. Мальчик месяцами играл одними и теми же игрушками, выстраивал предметы в линию и коллекционировал, например, крышки от бутылок. Он настаивал на том, чтобы каждая вещь у него была в двух экземплярах, по одному в каждой руке. Он испытывал огромное разочарование, если его прерывали или изменяли расположение вещей (Gajzago & Prior, 1974; р. 264).